Среда, 24.04.2024, 09:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS      
                                                                                                           

МОБУ лицей

г.о.Рошаля Московской области

 Главная Мой профиль Выход

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2009 » Декабрь » 9 » «Компетентностный подход в свете «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
15:16
«Компетентностный подход в свете «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
4 декабря в МОУ лицее имени В. В. Гусева состоялся семина на тему «Компетентностный подход в свете «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
На семинаре присутствовали руководители и учителя школ города.
Доклад заместителя директора Свитовой И.В. на семинаре для руководителей образовательных учреждений города.


Если ученик в школе не научился сам 
ничего творить, то и в жизни он всегда
 будет только подражать, копировать, так как
мало таких, которые бы, научившись копировать,
 умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой.



  
 Эпиграфом нашего сегодняшнего мероприятия мы выбрали слова писателя Л.Н.Толстого, которые как нельзя лучше отражают суть продуктивного учения и цели педагогического коллектива лицея. Одной из целей лицея при его создании было – научить детей учиться, а значит, научить ориентироваться в потоке информации, выбрать необходимый материал, уметь представить материал на публике, в различной аудитории, уметь работать в группе, научить выполнять нетрадиционные домашние задания и т.д., то есть большое значение в самых истоках создания лицея мы придавали самостоятельной деятельности учащихся. Но это не так просто. Мы не просто бездумно все отдаем на откуп самим учащимся. Наша задача, а особенно в последние несколько лет, - сделать так, чтобы самостоятельная работа учащихся стала средством повышения качества знаний и средством формирования ключевых компетенций. Очень важно сформировать устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельной деятельности. Мы стараемся это делать. У нас не все хорошо, бывают и сомнения, и ошибки, но это, мы считаем, показатель нашей постоянной работы над тем, как сделать лучше.
 Процессы модернизации образования направлены на подготовку выпускника школы ХХI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях развития страны. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника,. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
 Для подготовки такого выпускника необходимы образовательные учреждения, выполняющие следующие функции:

• Обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно ориентированной самореализации;
• Развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;
• Социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире;
• Обеспечение и охрана здоровья учащихся.

Немного истории по этой проблеме.

• Еще в 1980 году в методических рекомендациях признавалось: «Уже ряд лет многие школы страны пытаются решить задачу «Учить школьников учиться». И вместе с тем мы пока еще не можем быть довольны итогами этой работы. Еще многие ученики не владеют всей совокупностью особо важных умений и навыков рациональной учебы».

• Спустя 22 года, в 2002 году был проведен первый этап мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Им было охвачено 43000 десятиклассников из более полутора тысяч школ 65 регионов страны. Выводы оказались неутешительны: «Степень сформированности общеучебных и специфических умений пока недостаточно высока. При этом недостатки сформированности общеучебных умений отрицательно сказываются на формировании умений специфических, например, применять полученные знания для объяснения, прогнозирования и оценки изучаемых явлений». (Баранников А.В., АПК и ПРПО, 2003)

• Такие данные подтверждены международными исследованиями образовательных достижений учащихся в 2006 году. Эта международная программа проводится трехлетними курсами и направлена не на определение уровня освоения школьных дисциплин, а на оценку способности детей применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В эксперименте приняли участие почти 20 миллионов подростков 15-летнего возраста. 

• Результаты, полученные, например, в области грамотности чтения, вызывают большую обеспокоенность, во-первых, из-за низких количественных показателей и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой. Умениями грамотного чтения, необходимыми для адаптации в обществе, обладает лишь 64,3 % 15-летних учащихся России. 

• Высокий же уровень грамотности в области чтения, то есть способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы, продемонстрировали 1,7 % российских школьников (1,7% - в 2003 и 3% - в 2000 году).

• По мнению международных экспертов, результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих умений работы с информацией. Эта проблема не может быть решена средствами только одного предмета или группы предметов. Необходимо разработать и реализовать целую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.
• Как своеобразный отклик на подобное состояние дел в школе возникает интерес к компетентностному подходу. В 1996 году Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны рассматриваться как желаемый результат образования, соответствующий новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям. 
• В докладе Жака Делора, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в ХХI веке, были сформулированы ««четыре столпа», на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Официальный старт компетентностного подхода был дан в 2001 году «Стратегией модернизации содержания общего образования».  

Таким образом, в современном мире декларативное знание само по себе перестает быть ценностью. Существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а чему он научился. Компетентностный подход означает необходимость развивать у учащегося способность к учению, ибо «ничему нельзя научить, можно только научиться». Так еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что «альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха».

 Педагогический коллектив лицея в прошлом учебном году начал работу над методической темой: компетентностный подход в обучении и воспитании как средство развития лицея и саморазвития личности педагога и учащегося.
 В прошлом учебном году мы ставили целью теоретическое освоение темы. Мы провели Методический семинар в 2008-2009 учебном году на тему «Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся», на котором педагоги поделились своими мнениями, знаниями, уже имеющимся опытом по данной теме. Безусловно, было и недоверие, и нежелание исследовать новые материалы, но реальность требует и мы пошли по этому пути. Мы опирались на стандарты нового поколения и увидели, что в новых стандартах используются эти термины. В стандартах даются определения компетентностного подхода, компетенции и компетентности, объясняется, какие компетенции являются наиболее значимыми и каковы пути их развития у учащихся. В этом году мы продолжаем работать по этой теме и приступаем к её практическому освоению. В октябре 2009 года был проведен Методических семинар на тему «От формирования умения учиться до формирования ключевых компетенций», на котором учителя работали в группах над основными проблемами семинара. Еще два семинара запланировано провести в этом году на темы: «Единые методические нормы к развитию учебно-познавательной компетенции учащихся как способ преемственности начальной, основной и средней школы», «Компетенция личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе». 
 В условиях компетентностного подхода должна поменяться позиция каждого участника образовательного процесса: ученика, учителя, родителя.
 Компентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Он предполагает, что все изучаемое в школе включено в процесс употребления, использования. Теоретические знания должны перестать стать «мертвым» грузом. Другая сторона компетентностного подхода - адекватность содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни. (необходима ревизия содержания образования: экзотическим стал предмет черчение, производственное обучение: девочки учатся, как шить юбку, мальчики работают на станках, которые остались только в школах и в ПТУ. Во многих странах традиционные курсы трудового обучения заменены курсами «Технология и дизайн», «Предпринимательство» или курсами среднепрофессионального образования, где осваиваются профессиональные навыки работы с электричеством, сантехникой и т.д.)

 Но для этого, безусловно нужна база, кадры, и тем не менее, об этом нужно делать.
Ключевые компетентности – это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан. Симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции» определил следующий примерный перечень ключевых компетенций:
• Учиться, т.е. самостоятельно заниматься своим обучением,
• искать, т.е. уметь работать с различными источниками,
• думать, т.е. владеть мыслительными операциями,
• сотрудничать, т.е. уметь взаимодействовать,
• быть деятельным,
• адаптироваться, т.е. уметь использовать свой багаж знаний и умений и находить новые решения. 

Стратегия же модернизации к числу ключевых компетенций относит:
• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
• компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм), 
• компетентность в сфере социально-трудовой деятельности ( в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, уметь навыки самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развивать способности к созидательной деятельности),
• компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта, такие качества личности, как терпимость к чужому мнению),
• компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность.

Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая в них такие качества, как:
• активная позиция (энергичность, деятельностное поведение);
• самостоятельность (инициатива, решительность);
• коммуникабельность (общительность, контактность);
• креативность (творческий потенциал);

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
• как воспитать детей в духе толерантности в классе;
• как повысить мотивацию учащихся к учению;
• как осуществить педагогическую поддержку одаренного ребенка;
• как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении.
Формирование ключевых компетенций требует других методов обучения: популярными в этом плане являются учебное исследование и проектирование. Учебная деятельность учащегося должна быть организована по типу научно-исследовательской или проектной деятельности. В этом случае учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебника, а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов. 
На нашем семинаре Вы должны увидеть, как учитель планирует самостоятельную работу учащихся на уроке и во внеклассной деятельности, насколько готовы наши учащиеся самостоятельно добывать знания и насколько прочными и глубокими они являются, является ли самостоятельная работа учащихся средством повышения качества обучения и формирования ключевых компетенций.
Обзор уроков, мероприятий.

Категория: Семинар | Просмотров: 2016 | Добавил: roshallizej202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz